Утилизационный сбор: как не пострадать от новых правил

Эти вопросы интересуют многих автовладельцев, а потому мы постараемся подробно в них разобраться.

Утилизационный сбор: как не пострадать от новых правил

С августа 2023 года были введены новые правила утилизационного сбора, а 1 апреля уже 2024 года их усовершенствовали. В результате утильсбор для многих стал настоящим бременем, так как его сумма может составить стоимость недорого авто. В статье мы рассмотрим несколько ключевых вопросов:

  1. Кому положен льготный утильсбор и кто от него вовсе освобожден.
  2. Как не попасть на коммерческий утильсбор, если ты физлицо.
  3. Какие условия уплаты и как он начисляется.
  4. Когда продавать авто, чтобы не платить утильсбор.
  5. Что будет, если продать ввезенное авто, не поставив его на учет.

Эти вопросы интересуют многих автовладельцев, а потому мы постараемся подробно в них разобраться.

Льготный утильсбор: он еще есть?

Согласно новым правилам, любой гражданин РФ может уплатить льготный утильсбор, если:

  1. Ввоз авто для собственных целей
  2. Объем двигателя транспорта не превышает 3-х л.
  3. Документы ввоза оформлены по пассажирской таможенной декларации.
  4. Ввезен электромобиль.

Последнее указано в Таможенном кодексе, раздел 7 глава 49. Другими словами, если машина ввозится по другим видам таможенных деклараций, то о льготном утильсборе можно мечтать. Расчет будет как коммерческий. Вторым нюансом является объем мотора в авто. Если вы хотите взять ТС с 3 и более литрами, то учтите, что тут льготный утильсбор и вовсе не предусмотрен. Коэффициенты для расчета, о которых мы расскажем ниже, просто астрономические.

Кроме того, согласно части 6 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» есть ряд категорий, когда утилизационный сбор вовсе не оплачивается:

  1. Если ввозится машина беженцем, соотечественником или вынужденным переселенцем. Тут потребуется предоставить соответствующий документ о признании одного из вышеперечисленных статусов.
  2. Если авто ввозят в РФ диппредставительства, консульства, международные организации, которые имеют определенные привилегии и иммунитет. Аналогично распространяется и на их сотрудников.
  3. Автомобиль выпущен 30 и более лет назад и не используется в коммерческих целях. При этом у них оригинальный мотор, кузов и рама (если последнее есть) или же они отреставрированы до первоначального состояния. Их виды и категории определены правительством РФ.
  4. Если ввозится мотоцикл.

При этом учтите, что в первом и втором пункте от утильсбора освобождаются в большей степени конкретные лица, нежели автомобили. Другими словами, если его будут продавать, то покупатель уже обязан оплатить утилизационный сбор.

Как не попасть на коммерческий утильсброр физлицу

На сегодняшний день нет отдельной категории начисления утильсбора для физических лиц, кроме льготного, о котором мы писали выше. Все остальное уплачивается по коммерческой категории. Это сделано для того, чтобы перекупщики, которые раньше ввозили как физлица машины для продажи, также уплачивали необходимые налоги.

Поэтому физическим лицам нужно соблюдать несколько правил, чтобы не попасть на огромный утильсбор по коммерческим ставкам. Для этого:

  1. Полный отказ от машин, объем двигателя которых больше 3-х литров. Печально, но факт, для них льгот не предусмотрено вообще, а утильсбор может достигать от 1,485 млн. руб., до 1 623 800 руб.
  2. Нельзя покупать авто, если оно ввезено из стран ЕАЭС по любой таможенной декларации, кроме пассажирской.
  3. Даже при покупке из стран дальнего зарубежья, где конечным пунктом указана РФ, а не один из членов ЕАЭС, нужно делать пассажирский тип декларации.
  4. Не ввозите авто на протяжении года с даты ввоза прошлой машины. Даже при использовании пассажирской декларации и указания личного пользования, утильсбор будет коммерческим.
  5. На протяжении года нельзя продавать авто. Иначе разницу между уплаченным льготным и начисленным коммерческим потребуется уплатить. При этом авто регистрации должна быть на плательщика утильсбора в течение года с момента оформления таможенного документа.

Кроме того, стоит напомнить, что утилизационный сбор был введен 1 сентября 2012 году. Поэтому при покупке поддержанного транспортного средства непосредственно в РФ обязательно смотрите наличие штампа об уплате утильсбора. В противном случае платить его придется уже покупателю.

Как начисляется утильсбор

В целом расчет утильсбора простой: базовая ставка перемножается на коэффициент из таблицы Минпромторга. Для легковых авто базовой ставкой считается 20 тыс. руб. Для всех остальных она составляет 150 тыс.

Для электромобилей и машин с двигателями от 1 л до менее 3 л установлен льготный утильсбор, если авто для личного пользования, то уплатить нужно 3,4 тыс. руб. для авто младше 3-х лет и 5,2 тыс. руб. для авто старше трех лет. С остальными категориями все обходится значительно дороже. Смотрите таблицу.

Объем мотора/ тип авто< 3-х лет, руб.> 3-х лет, руб.
Электрокары32 600122 000
Мотор до 1 л61 200207 200
Двигатель от 1 л до 2 л306 000528 800
Двигатель от 2 л до 3 л844 8001 279 000
Двигатель от 3 л до 3,5 л970 0001 485 000
Двигатель от 3,5 л1 235 0001 623 800

Как видно суммы вырастают в разы. Поэтому стоить быть внимательным при оформлении документов или покупке транспортного средства.

Что будет если не ставить авто на учет и продать его

Во-первых, если вы уплатили льготный утильсбор, то продавать авто в течение года с момента оформления на таможне не стоит. В противном случае, льготу отменят и вам начислят коммерческий сбор, вычтя из него уже уплаченое. Спустя год вы смело можете продать свое авто, не боясь о доплате.

Во-вторых, если не уплатить утильсбор, то ничего страшного не произойдет. Единственное, машину вы продать не сможете. При этом авто все-таки должно стоять на учете. Для продажи утильсбор доплачивать придется, если продажа в течение года.

В-третьих, если машину вовсе не ставить на учет в течение положенного 10-дневного срока, то максимум, что грозит — штраф. Он составляет 1,5-2 тыс. руб. Поставить на учет уже будет обязан новый владелец. Однако отметим, что машину покупать будут неохотно, кто же захочет платить утильсбор за бывшего владельца. Особенно, если он будет по коммерческой ставке.

Похожие статьи

Рекомендуем изучить
Насколько обоснован рост цен на б/у авто и чего ждать дальше: мнение экспертовНасколько обоснован рост цен на б/у авто и чего ждать дальше: мнение экспертов

Насколько обоснован рост цен на б/у авто и чего ждать дальше: мнение экспертов

Праворульные автомобили в РФ: необычный феномен или обдуманный выборПраворульные автомобили в РФ: необычный феномен или обдуманный выбор

География "праворулек" расширяется: вторичный рынок рулит

Утилизационная правда: раскрываем тайны госпрограммыУтилизационная правда: раскрываем тайны госпрограммы

Что такое утилизационный сбор и за что он платится?

10 месяцев японских санкций: какие изменения в импорте б/у авто произошли?10 месяцев японских санкций: какие изменения в импорте б/у авто произошли?

Действительно ли все так печально?

Не нашли нужный автомобиль?
Оставьте заявĸу на бесплатную ĸонсультацию и подбор

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время, предоставим Вам выбор автомобилей по Вашим требованиям, с ценами и алгоритмом заĸаза

Удобный способ связи

Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности