Кажется, Минпромторг столкнулся с задачкой, которую не может решить, как ни крути. Официально анонсированное повышение утилизационного сбора с 1 ноября 2025 года не состоялось – и дело тут не в доброй воле чиновников, а в шквале обоснованной критики.
Эксперты бьют тревогу: очередное «улучшение» от Минпромторга грозит обнулением импорта целого ряда популярных моделей б/у автомобилей. Результат? Дыра в федеральном бюджете из-за недополученных таможенных платежей. Не гениально ли? Получается, хотели как лучше, а выйдет как всегда?
По мнению специалистов, в существующем виде постановление станет могильщиком для качественных и доступных автомобилей на российском рынке. Покупательная способность населения упадет, а федеральный бюджет недосчитается поступлений. Браво, Минпромторг! Вы точно уверены, что работаете в интересах граждан?
Похоже, в ведомстве это тоже поняли, но признавать ошибки – не в чиновничьей традиции. Вместо этого они, видимо, решили засесть за «качественную переработку» нормативной базы. Что ж, посмотрим, во что это выльется. Но уже сейчас понятно: с учетом резкого роста утилизационного сбора, количество споров и нагрузка на таможенные органы вырастут в разы. А кто будет разгребать этот хаос? Правильно, мы с вами.
Список вопросов, адресованных Минпромторгу, выглядит как контрольный выстрел:
• Каковы цели и причины очередного изменения расчета утилизационного сбора?
• Кто и на каких площадках обсуждал это предложение? Приглашали ли экспертов, представителей рынка, депутатов и сенаторов? Или все решили в тиши кабинетов?
• Как предыдущие изменения повлияли на авторынок? Или ведомство действует вслепую?
• И главный вопрос: как увеличение утилизационного сбора повлияет на отрасли производства и импорта автомобилей, а также на покупательную способность населения? Есть ли у вас вообще хоть какие-то прогнозы, господа хорошие?
Отдельного внимания заслуживает вопрос о мерах, планируемых в случае негативных последствий: рост цен, падение продаж, сокращение ассортимента и, как вишенка на торте, снижение поступлений в бюджет. Неужели в Минпромторге настолько уверены в своей непогрешимости, что даже не рассматривают возможность провала?
Ну и под занавес – вопрос, от которого у любого чиновника случится нервный тик: сколько у нас вообще заводов по утилизации автомобилей? И как количество лошадиных сил влияет на этот процесс? То есть, чем мощнее автомобиль, тем дороже его «утилизировать»? Гениально! И главное, абсолютно логично…
Похоже, Минпромторг затеял игру, правил которой не понимает даже сам. И пока они пытаются разобраться, расплачиваться придется нам – обычным автовладельцам. Остается надеяться, что здравый смысл все-таки возобладает, и ведомство перестанет изобретать велосипед, который все равно сломается на первой же кочке.