Система SWIFT переводов возобновляется: Как это изменит рынок автомобильного импорта в России?

Система SWIFT переводов возобновляется: Как это изменит рынок автомобильного импорта в России?

24 марта 2025 года в Эр-Рияде Россия и США договорились о частичном восстановлении SWIFT. Что это значит для автолюбителей и бизнеса?

SWIFT возвращается – что это значит для автобизнеса?

Переговоры в Эр-Рияде стали поворотным моментом для российской экономики: после трех лет ограничений российские банки, включая Россельхозбанк, вновь получат доступ к системе SWIFT. Это открывает двери для легальных международных платежей, что особенно важно для автомобильного рынка, который за годы санкций научился выживать в условиях «серых» схем. Но станет ли возобновление переводов толчком для роста импорта авто? Или всё упирается в сохраняющиеся экспортные ограничения?

Золотая эра до санкций: как работали платежи за авто из Японии и Кореи

До 2022 года импорт автомобилей из Японии и Южной Кореи был простым и прозрачным. Российские покупатели могли оплатить машину через SWIFT из любого города, получив от банка документы для растаможивания. Банки выступали гарантами сделок, а курс валют ЦБ делал покупки выгодными.

Япония поставляла в РФ до 200 тыс. авто ежегодно, включая модели с гибридными и роторными двигателями. Корейские бренды, такие как Hyundai и Kia, также занимали значительную долю рынка. Санкции перечеркнули эту систему: запрет на SWIFT, экспортные квоты и завышенные курсы валют превратили легальный импорт в сложную головоломку.

Санкции и вызовы: банки, курсы валют и переход на крипту

С 2022 года российские банки один за другим прекратили переводы в Японию и Корею. Те, кто остался (например, АТБ Банк и Солид Банк), подняли курсы валют: если ЦБ устанавливал курс воны в 60 рублей, банки продавали её за 80 — без объяснений. Для Японии ситуация смягчилась благодаря дальневосточным банкам, сократившим накрутку, но с Кореей всё оказалось сложнее.

Импортеры нашли выход в криптовалюте. Запрещённые в РФ сервисы предлагали переводы по курсу ЦБ без комиссий, а деньги доходили за сутки. Некоторые корейские поставщики даже принимали наличные, доставленные курьерами. Однако такие схемы несли риски.

SWIFT снова в игре: преимущества для импортеров

Возвращение SWIFT — это глоток воздуха для легального бизнеса. Во-первых, переводы станут безопаснее: больше не нужно рисковать, используя «серые» каналы. Во-вторых, SWIFT доступен по всей России, в отличие от банков вроде АТБ, чьи филиалы есть лишь в 15 городах.

Ключевое преимущество — прозрачность курсов. Если раньше банки арбитра жировали на падении SWIFT, то теперь конкуренция вернёт курсы вонны и иены к уровню ЦБ. Это сделает импорт авто из Кореи и Японии снова рентабельным.

Первый шаг: SWIFT есть, но где машины?

Однако SWIFT — лишь часть решения. Санкции на экспорт авто всё ещё действуют:

  • Япония запретила поставки машин с двигателем свыше 1.9 л, гибридов, электрокаров и моделей дороже $50 тыс.
  • Корея ограничила авто с объёмом от 2 л и ценой выше $50 тыс.

Без отмены этих мер возобновление переводов даст лишь частичный эффект. Покупатели смогут оплатить машину, но легально ввезти, например, Toyota Land Cruiser или Hyundai Palisade не получится.

Второй шаг: когда снимут ограничения на экспорт авто?

Успех переговоров в Эр-Рияде повышает шансы на диалог с Токио и Сеулом. Обе страны зависят от США, но и заинтересованы в рынке РФ. Например, до санкций Россия входила в топ-5 рынков сбыта для японских авто.

Если ограничения снимут, это оживит сегмент премиальных и гибридных авто. Для корейских производителей открывается возможность вернуть утраченные позиции — в 2024 году их доля упала до 5% против 18% в 2021-м.

Крипта vs SWIFT: стоит ли возвращаться к старым методам?

За три года крипта стала привычным инструментом. Но её минусы очевидны:

  • Юридические риски: переводы могут трактоваться как незаконные.
  • Недоверие: не все готовы рисковать деньгами в схемах без гарантий.
  • Ограничения: крипту сложно использовать для крупных сделок.

SWIFT же обеспечит легальность, скорость и доступность для всех регионов. Это особенно важно для частных покупателей, которые сегодня вынуждены переплачивать посредникам.

Заключение: перспективы авторынка после восстановления SWIFT

Возвращение SWIFT — важный, но не конечный этап. Чтобы импорт авто из Азии вернулся к докризисным показателям, нужна отмена экспортных санкций. Пока же возобновление переводов упростит оплату, снизит издержки и вернёт доверие к легальным схемам.

Авторынок доказал свою живучесть, пережив криптовалютную эру. Теперь, с SWIFT и надеждой на снятие ограничений, у России есть шанс вернуть статус одного из ключевых рынков для азиатских автогигантов. Осталось сделать второй шаг.

Статья подготовлена при поддержке экспертов автомобильного рынка. Цифры и факты актуальны на март 2025 года.

Похожие статьи

Рекомендуем изучить
Качество сборки автомобилей в Китае: стереотипы и реальностьКачество сборки автомобилей в Китае: стереотипы и реальность

Введение Стереотип о том, что «сделано в Китае» автоматически означает низкое качество, десятилетиями преследует китайскую промышленность. Автомобильный рынок — не исключение. Многие покупатели до сих пор уверены: машины, собранные в КНР, уступают по надёжности европейским, японским или корейским аналогам. Но так ли это в 2025 году? Реальность оказалась сложнее мифов. Китайские заводы сегодня — это...

Автомобильный капкан-2025: владельцы иномарок получают счета за утиль.сбор! Что делать?Автомобильный капкан-2025: владельцы иномарок получают счета за утиль.сбор! Что делать?

ШОК! Владельцы иномарок получают счета за утиль сбор! Что делать?

Что случилось с ценами на дизельное топливо?Что случилось с ценами на дизельное топливо?

Динамика цен на дизельное топливо в России.

Рынок автомобильных АКБ в 2024 годуРынок автомобильных АКБ в 2024 году

Актуальные виды АКБ. Популярные марки АКБ в РФ.

Не нашли нужный автомобиль?
Оставьте заявĸу на бесплатную ĸонсультацию и подбор

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время, предоставим Вам выбор автомобилей по Вашим требованиям, с ценами и алгоритмом заĸаза

Удобный способ связи

Оставляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности